Твои обереги
Значение орнамента "Меандр"
Наряду с ромбом и квадратом в древнейший орнаментальный комплекс входят меандр и свастика. Б.А. Рыбаков отмечал, что орнамент, получивший название «меандровый» или «ковровый» присутствовал в изделиях декоративного искусства, начиная с эпохи неолита.
Появившись в балкано-дунайских культурах неолита, этот угловатый узор из квадратов, ромбов и из разрозненных частей этих фигур продвинулся вместе с индоевропейскими колонистами далее на север. Основные виды этого узора: 1) ковровый меандр, обычно расположенный острыми углами по вертикали; 2) вписанные друг в друга ромбы и 3) разрозненные элементы коврового меандра, состоящие из наклонных «глаголеобразных» отрезков. Меандрово-ковровый узор широко применялся при орнаментировании глиняной посуды, но следует обратить внимание на то, что для ритуальной посуды и пластики он являлся почти обязательным, сосуществуя здесь с другим ритуально-символическим узором – «змеиным».
Меандрово-ковровый орнамент мы находим на ритуальных сосудах, на изображениях женского божества. Этим узором украшались седалища глиняных «жриц», жертвенники и особые светильники в форме зернового ларя, «коша». Б.А. Рыбаков сделал вывод, что «меандровый и ромбический узор оказался средним звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров такого узора в тканях, вышивках и плетении». Существует больше количество примеров подобного орнамента, выполненных в технике ручного ткачества.
Палеонтолог В. И. Бибикова, установила, что меандрово-ковровый узор воспроизводит натуральный рисунок мамонтового бивня.
Поразительная стойкость точно такого же узора в неолите, когда никаких мамонтов уже не было, не позволяет считать это простым случайным совпадением, а заставляет нас искать посредствующие звенья.
Таким посредствующим звеном я считаю обычай ритуальной татуировки. Ведь священные изображения палеолитических «венер» (женских статуэток), игравшие такую важную роль в магических воззрениях древних охотников, будучи изготовлены из мамонтовой кости, тем самым были покрыты сотнями малоприметных, но вполне различимых ромбиков, образуемых структурой дентина. Это был естественный, неотъемлемый узор, украшавший всю женскую фигуру, вырезанную из мамонтова бивня. Создается впечатление, что неолитические художники (может быть, художницы) в этих статуэтках воспроизводили своих современниц, украшенных по всему телу ромбо-меандровым узором. Очень вероятно, что многие магические церемонии, связанные с плодородием, требовали от исполнительниц обряда наготы и специальной татуировки. Следы татуировки тем или иным узором прослеживаются на многих сотнях женских статуэток.
Неолитические слои балкано-дунайских холмов, содержащие большое количество женских фигурок, насыщены также и глиняными штампами-печатями (пинтадерами), пригодными для татуировки.
Смысловая нагрузка ромбо-меандрового узора осталась в основном, по всей вероятности, той же, что и в палеолите: «благо», «сытость», «благополучие». Но если в палеолите это ассоциировалось с охотничьей добычей, с самим мамонтом, носителем этого узора, то в земледельческом неолите ромбо-меандровый узор связывался уже с аграрным благополучием, с плодородием земли. На женских фигурках этот магический древний узор наносился преимущественно на те части тела, которые связаны с беременностью и рождением ребенка.
В неоэнеолитической пластике бесспоpно самое видное, самое значительное место пpинадлежит pазнообpазным глиняным фигypкам женщин, что связано с yстойчивой на пpотяжении всех последyющих тысячелетий идеей отождествления земли с женщиной, yподобления беpеменности пpоцессy вызpевания зеpна.
Символом «рогатой» Матери-оленухи стали «рога», которые являются так же разновидностью «коврово-меандрового» орнамента.
Об этом будет следующий пост и следующая моя работа в которой оживут эти замечательные древние орнаменты. Не могу сказать сколько потребуется на это времени. Работа эта длительная, но замечательно интересная.
Есть и ещё одна разновидность орнамента «меандр» - лабиринт, который имеет множество названий «цыганская дорога», бесконечник, шлях и т.п.
Лабиринт — это ловушка, путь по которому необходимо найти выход. Но лабиринт считается и домом, крепостью. Лабиринт у многих народов отображает и небо. Пол во многих храмах сделан наподобие лабиринта. Пол — земля ≈ отражает небо. И Небо, и Подземные миры, где все подвластно вечному движению, повторению через жизнь и судьбы людей, представлялись предкам в схеме лабиринта. Очень часто лабиринт изображался на «писанках», яйцах которые сейчас принято расписывать к дню Пасхи. Но, на самом деле, «писанки» намного древнее, чем христианская традиция.
Очень хотелось бы воплотить в жизнь и идею «писанки» с этим орнаментом.