Твои обереги
Значение орнамента яйца "Ладинец"
Хочу немного сказать об орнаменте яйца, оплетённого бисером, которое украшено скруглённым восьмилучевым свастическим (яргическим) символом «ладинец» или «утиные шейки». Яргические знаки по своей природе и образу являются тем редчайшим порождением человеческой культуры, в котором и посредством которого сосредотачиваются, объясняются, творятся и развиваются все сущностные законы человечества и Вселенной.
«Ярга» — этот символ выражал мифологические представления славян о высших смыслах бытия, о сущности творения, о центре мироздания и единстве противоположностей (небесного и земного, верхнего и нижнего, левого и правого, устойчивого и движущегося, мужского и женского начал). Он воплощает в себе символ солнца и его круговорота, символ блага, божественной благодати. На глубокий смысл знака указывает его смысловое определение: «Всё и всяк вернётся».
Один из смыслов «ярги» — священный огонь. Особую очистительную и профилактическую силу имел так называемый «живой» огонь, зажженный архаическим способом — трением друг о друга двух кусков дерева — такой огонь считался особо чистым, священным, способным предотвратить надвигающееся зло.
Священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год в связи с тремя солнечными праздниками: зимним солнцестоянием, весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Обряд получения священного огня с участием верховных начал служил повторением, праобразом сотворения Вселенной, а в другом смысле мог олицетворять рождение Солнца и небесного огня. На третьем уровне понимания обряд мог соотноситься с мужским и женским началами, творением человека и огня земного.
Становится очевидным, что знак по своей природе и образу является тем редчайшим порождением человеческой культуры, в котором и посредством которого сосредотачиваются, объясняются, творятся и развиваются все сущностные законы человечества и Вселенной. Собственно, такое понимание и дало основания индоевропейским (а вслед за ними и другим) культурам считать его знаком Бога и человека, сущего и существующего, совершаемого и рождаемого.