Твои обереги

Значение орнамента сервировочной дорожки "Матрёшка""

Доброго дня всем, кто заглянул в мой блог.

Оговорюсь сразу, то что написано в блоге, лишь моё личное мнение, мои размышления и выводы, которые я делаю для себя и для тех, кому это интересно. На истину в последней инстанции или научную статью я не претендую. 

Сегодня хочу поговорить с Вами об орнаменте, который я назвала «матрёшка».

Когда работаешь над орнаментом, открываются детали на которые не обращал ранее внимания. Для создания сервировочной дорожки я взяла, казалось бы, традиционный русский орнамент, состоящий из гребенчатых ромбов. Однако, двигаясь шаг за шагом, я рассмотрела открывшийся во всей красе женский силуэт: голова, руки воздетые кверху, широкая юбка. По мере продвижения моей работы, этот силуэт повторялся, но уже меньших размеров, и был «вложен» в больший силуэт. И в центре оказался символ чрева женщины-матери и чрева Земли-Матушки, заполненное семенем – маленький ромб с точкой.

Эти женские силуэты мы можем увидеть всегда, с какого бы ракурса мы не смотрели на орнамент. Эти силуэты распростёрт на все четыре стороны и имеют точку – «семя» - центр симметрии, как и любой свастический символ.

Я вдруг разглядела - это была наша русская «матрёшка». Это был тот же самый образ, ставший сейчас просто сувениром, игрушкой. Тот кто превратил плоскостное символьное изображение в объёмную деревянную куклу явно видел и понимал орнамент вышивки. И деревянная «Матрёшка» вряд ли изначально была просто игрушкой, скорей она выполняла обрядовую роль.

Также удивительным, кажется, совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами. В Мифологическом словаре написано следующее: «МАТРИ (др.-инд. «мать»), – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Mater – латынь, Mother – англ., madre – испанский, maman – франц.;  [ma] – бенгальский. Список этот можно продолжать «ма» - имя матери, имя богини. Матрёшка, несколько простонародное уничижительное имя, на первый взгляд, но оно же и ласковое, детское.

Работая с древними русскими орнаментами, я сделала для себя вывод: каждый орнамент есть молитва, безгласная, бессловесная молитва. Об этом же говорит и поза женщины – её руки воздеты кверху - это молитвенная поза, поза дорации. К кому же возносит моление женщина, и о чём её молитва? Возможно, она молит о продолжении рода, о детях (и шире, - о продолжении жизни на Земле). Возможно, она молит о здоровье и благополучии рождённого ею потомства. Возможно и о том, и о другом одновременно.

Я не склонна думать, что изображена на орнаменте богиня, как думают многие учёные; хотя изображение божественных, «высших» сил, на орнаменте тоже присутствует. 

К кому обращена молитва? Думаю ответ есть в самом орнаменте.

Ромбы с женскими образами обрамляет символ «засеянное поле» и продолжение перекрестья, разделяющего четыре малых ромба – в виде рогов. Думаю, это символ «рогатых олених/лосих – «рожаниц» - матерей всего живого на земле. Сейчас мы бы сказали – символ Бога. К нему и обращено моление «матрёшки-матери».

          Вот и всё, что я сегодня хотела Вам рассказать. Спасибо, что Вы заглянули в мой блог.