Твои обереги

Значение орнамента божника "Река времени"

Доброго времени суток всем Вам, посетители моего блога. Сегодня хочу затронуть очень непростую тему. Думаю, что Вы уже догадались, что речь пойдёт о «свастике». Если уж я начала тему древнего орнамента, то обойти этот знак не получится. У «свастики» есть другое русское название – «ярга», вот им и будем пользоваться в дальнейшем.

Представляя Вашему вниманию «божник» «Река времени», хочу рассказать о символике его орнамента.

«Ярга» - этот символ выражал мифологические представления славян о высших смыслах бытия, о сущности творения, о центре мироздания и единстве противоположностей (небесного и земного, верхнего и нижнего, левого и правого, устойчивого и движущегося, мужского и женского начал). Он воплощает в себе символ солнца и его круговорота, символ блага, божественной благодати. На глубокий смысл знака указывает его смысловое определение: «Всё и всяк вернётся».

Крест с загнутыми концами чаще всего размещается в круге – ромбе, круге – квадрате и весьма редко в круге – кольце. Ромб с продлёнными сторонами назывался «репьём». Расположение ярги в ромбе с продлёнными сторонами подчёркивает подчинённость Верховному Богу, Творцу и Вседержителю.

Самодостаточной и самобытной характеристикой древности яргических знаков является календарная яргическая система обрядовых божников - полотенец, известная не только балтам и белорусам, но и русским.

Яргические узоры с предметов народного ткачества и вышивки были перенесены и на церковное шитьё. Искони народ украшал божники, подбожники яргическими узорами ещё в дохристианскую пору. Эта традиция перешла и на предметы православного христианства, получив в этой области культуры значительное распространение.

Один из смыслов «ярги» - священный огонь. Особую очистительную и профилактическую силу имел так называемый «живой» огонь, зажженный архаическим способом — трением друг о друга двух кусков дерева — такой огонь считался особо чистым, священным, способным предотвратить надвигающееся зло.

Священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год в связи с тремя солнечными праздниками: зимним солнцестоянием, весенним равноденствием и летним солнцестоянием.

«Река времени» - название «божника». Река времени – это и есть три солнечных праздника - три «ярги». Орнамент «божника» можно продолжить, что говорит о том, что «жизнь продолжается», течёт, как река.

«Божник», замыкает и организует целостную систему защиты, в которую входят иконы и лампадка. Модель «Замещения», в данном случае, осуществляется посредством заполнения пространства светом.  Свет — не просто средство, отпугивающее нечистую силу, а сущность, присутствие которой делает невозможным одновременное нахождение в этом пространстве.