Твои обереги
Значение орнамента яйца "Мать Олениха"
Приветствую всех, кто решил заглянуть в мой блог.
Этот пост расскажет Вам о сюжете моей новой работы – яйце с изображением небесных оленей, подземного мира с драконом, который вечером глотает солнце и прячет под землёй, а утром выпускает его и, таким образом, день сменяет ночь.
Вдохновили меня древние легенды и мифы, о которых попытаюсь сейчас рассказать.
Представления о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса.
Почему же олени на яичке парят в воздухе, такого не бывает? – скажете Вы. Бывает! - в легендах, мифах и сказках.
Важнейшее созвездие нашего северного полушария – Большая Медведица – на русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым». В XV в. Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: «Лось стоит головой на восток». У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой». У эвенков созвездие Большой Медведицы называется «Лосихой Хэглэн», а Малой Медведицы – «Теленком Хэглэн».
Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в сказаниях о небесной охоте. Поэтому нас не должна удивлять прослеживаемая на славянском материале замена двух звездных лосей двумя звездными медведицами.
Задолго до того, как Санта Клаус стал управлять колесницей летающих коней в канун Рождества, это была Олениха, которая тянула за собой сани богини солнца в зимнее солнцестояние. Сегодня это её образ украшает рождественские открытки и декорации Йоля, а не оленя Рудольфа. Потому что, в отличие от оленей-самцов, которые сбрасывают свои рога после гона, более сильная и крупная лань сохраняет свои рога и зимой. И именно она зимой ведёт свои стада.
Белый бородатый мужчина, которого зовут Father Christmas, т. е. "Отец Рождества", появился после того, как мы "христианизировали" древние языческие традиции. И поэтому сегодня мы больше не помним «Мать Олениху», которая когда-то пролетала сквозь самую длинную и самую тёмную ночь зимы с живительным светом солнца в рогах.
С самого раннего неолита, когда земля была намного холоднее, чем теперь, и олени были более широко распространены, северные люди почитали самку северного оленя. Она была «животворящей матерью», ведущей за собой стада, от которых они зависели, и, чтобы выжить, и они следовали за оленями, получая от них молоко, еду, одежду и укрытие. По всем северным землям эпохи неолита, от Британских островов и Скандинавии, через всю Сибирь вплоть до Берингова пролива, она была почитаемой духовной фигурой, связанной с плодовитостью, материнством и возрождением жизни (тема зимнего солнцестояния). Её рога украшали святыни и алтари, были похоронены в церемониальных могилах и носились как шаманские головные уборы. Ее образ был выгравирован в стоячих камнях (менгирах), вплетён в церемониальные ткани и одежду торжественных облачений, выгравирован в ювелирных изделиях, нарисован на барабанах и татуирован на коже.
Но она редко изображалась просто стоящей на земле. Олениху часто показывали прыгающей или летящей по воздуху, с шеей и ногами вытянутыми вперёд и назад. Её рога часто изображались как дерево жизни, несущее птиц, солнце, луну и звёзды. И по всему Северу именно «Мать Олениха» вылетала из тьмы старого года, чтобы принести свет и жизнь всему новому.
Для саамов, коренных народов северных стран, Байве - это имя богини Солнца, связанной с материнством, плодовитостью растений и оленей. Байве часто показывали в сопровождении её дочери в обрамлении оленьих рогов, и вместе они возвращали земле её зелёную растительность и плодородие.
Другой легендой северных стран, связанной с солнцестоянием, было возвращение Сауле, литовской и латышской богини солнца. Она летала по небесам в санях, несомых рогатым северным оленем, и бросала камешки янтаря (символизирующего солнце) в дымоходы.
Мне эта легенда напомнила сказ П. Бажова «Серебряное копытце».
Книга Мэри Б. Келли «Богиня вышивки Восточной Европы» исследует изображения рогатой «Матери Оленихе» в традиционных вышивках женщин. Образ богини Рожаницы часто вышивается с рогами.
В сибирских легендах олень каждую зиму летал по небу после приёма галлюциногенных грибов Amanita Muscaria, мухомора с семью белыми пятнами. Шаманы присоединялись к ним в своих мистических полётах. Совершив восхождение на дерево жизни в рогах «Матери Оленихи», они оттуда летели, словно птицы, в царства "верхнего мира". Это к разговору о "дикой ночи".
В то время как многие исторические исследования языческих истоков Рождества наблюдают связь между нарядом Санта и красным-белым шаманом-"мухомором", мало кто упоминает, что это были шаманки, которые первоначально носили красно-белые костюмы, подшитые мехом, с рогатыми головными уборами, сделанными из валяного войлока и окрашенными в красный цвет. Торжественная одежда, которую носили ведьмы из Сибири и Лапландии, была зелёной и белой с красной остроконечной шапкой, скрученными сапогами, оленьими рукавицами, меховой подкладкой и отделкой. Звучит знакомо? Скорее всего, это их зимнее празднование в честь Матери Оленихи стало источником рассказов о летающих рогатых оленях, которые взлетают в небо в самую длинную ночь года.
Учитывая, что большинство шаманов были изначально женщины, вполне вероятно, что их традиционная одежда является истинным источником костюма Санта. И очень вероятно, что они первыми предпринимали шаманские полёты с оленем в самую тёмную ночь зимы. И хотя эти женщины в значительной степени забыты сегодня, «Мать Олениха» всё ещё живёт в наших рождественских открытках, сезонных украшениях и сказках о полёте северных оленей Санта. И хотя мы не можем её распознать, я считаю, что какая-то глубокая, архаическая часть нашего сознания до сих пор помнит оригинальное «Рождество Матери», которое принесло миру свет и новую жизнь.
А.Ф. Анисимов анализирует интересный нганасанский миф: шаман, прежде, чем получить свою колдовскую силу, должен обойти «дороги всех миров вселенной». Он побывал в подземном мире, был у девяти озёр, где растёт дерево жизни, и, наконец, оказался в небесном чуме, где вместо очага горело солнце. Там он увидел двух беременных хозяек мира, матерей – жизнедательниц, «двух нагих женщин, подобных оленям: покрытых шерстью, с ветвистыми оленьими рогами на голове». Хозяйки мира, полуженщины, полуоленихи, народили оленят и людей.
Археологами были обнаружены шаманские украшения, так называемые «шаманские бляшки», изображающие легенду о полёте шамана. Бляшки, изображающие падение с неба эмбрионов оленей-лосей (представленных только головами), синхронны легенде.
Другая сторона моего яйца – олениха, с солнцем в рогах, сама становится солнцем, сверкающим на небе.
Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа – гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море.
Самыми распространенными сюжетами пермско-печорских шаманских «образков» является ящер.
Шаман, путешествующий по всем ярусам Вселенной в поисках колдовской силы, опускается в нижний мир с его реками и болотами. В полном соответствии с этим на всех бляшках со сложной композицией обязательно присутствует в нижней части четко изображенный ящер. Владыка подземно-подводного мира – ящер, заглатывающий каждый вечер солнце и уводящий его в подземные пространства, хорошо известен в фольклоре многих народов. То обстоятельство, что ящер, как правило, повернут головой вправо, позволяет нам определить ориентировку всей композиции: развернутая пасть подземного чудовища должна поглотить солнце, склонившееся к западу. Следовательно, ящер стоит хвостом к востоку, а мордой к западу; тогда центральная часть) композиции оказывается обращенной на полдень, на юг, как ориентировались все старинные карты. Древний человек, очевидно, ощущал лик Вселенной, обратясь сам лицом к югу, к полуденному солнцу в зените, и тогда запад был у него по правую руку, восток – по левую, а север находился за спиной.
«Западная», правая, морда ящера как бы заглатывает солнце иегопасть открыта. Левая, «восточная», морда чудовища показана с закрытой пастью – ящер уже выпустил солнце.
В моей работе Вы можете так же увидеть подземный мир ящера.
Средний мир в моей работе вполне узнаваем, это земля, покрытая снегом, и жилища людей.
В связи с этим сюжетом мне вспоминается детский стишок К. Чуковского «Краденое солнце».
Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин «волшебная сказка» новый, но в нем заключен глубокий языческий смысл – ведь «волшебник» – это жрец, волхв, занимающийся «волхованием» – гаданием и заклинанием добра и зла.
Жрецы-кудесники, волхвы были, по всей вероятности, сказителями далеких мифов.
Постепенно мифологический элемент впитался в сказки, создавая новый жанр волшебной сказки.
Итак, в день зимнего солнцестояния вспомните на минутку забытую «Мать Олениху» и её волшебных северных оленей. Посмотрите из своего тёплого уютного дома на холод тёмной ночи, изображённой на одной стороне моего яичка. И в эту святую ночь, когда солнце возрождается, вы может увидите её летящей по звёздному небу, несущую дерево жизни в своих рогах.
Рассказали легенды, мифы, предания и сказки, подсказали сюжет для моей работы достойные учёные:
1.Б.Рыбаков «Язычество древних славян»
2.Danielle Prohom Olson «Мать Олениха»